ВКонтакте

Бесспорно, что одна из крупнейших сетей русского интернета – это ВКонтакте, что позволило ей по итогам прошедшего года занять третье место, хотя и спорное, поскольку другие цифры, например, просмотра видео показывают, что ВКонтакте лидирует, слегка уступив «Яндексу» и «Mail.ru». На первых порах ресурс позиционировали как социальную сеть для выпускников, прежде всего, российских учебных учреждений, но популярность и рост аудитории позволили сети развиться в один из самых посещаемых сайтов русскоязычного пространства интернета. 
 
ВКонтакте во многом аналогична другим социальным сетям, где пользователям предоставлены возможности по созданию профилей с личной информацией, по размещению заметок, мультимедийного контента, что позволяет привлекать к себе на страничку читателей, общаться с другими пользователями, и даже организовывать встречи, группы. Первоначально для регистрации на сервисе требовали паспортное имя, и если случались моменты игнорирования данных требований, то администрация ресурса вводила жесткую модерацию профилей. В данный момент ее нет. 
 
Отличие ВКонтакте от англоязычной сети Facebook, прежде всего, заметно в отсутствии денежных вложений как обязательного условия доступа к пользованию всеми услугами. Среди платных функций сети осталось размещение рекламы, показ платных объявлений, отправка специальных подарков, а также повышение рейтинга пользователя. Оплата услуг производится при помощи электронной платежной системы Merchant API, запущенной в апреле 2010. Как считают ее создатели, этот способ расчетов должен наравне конкурировать с такими электронными валютами как Яндекс.Деньги, Webmoney, а ввиду того что комиссия за приобретение в интернет-магазинах товаров отсутствует, а некоторые из них еще и предоставляют скидки от 2%. 
 
Первоначально в Рунете было широко распространено мнение, что к становлению сети приложили усилия российские спецслужбы в качестве еще одного способа сбора личной информации. Как подтверждение данной мысли приводились доводы о необходимости больших серверов и широкого канала доступа для успешной работы сети, достичь которой без вложений существенных денежных средств было бы сложно. Но со временем появление рекламы и монетизация системы послужили причинами прекращения слухов. Основными преимущества ресурса на сегодня считаются: удобный, легко настраиваемый интерфейс, широкие возможности общения, распространения файлов, минимум рекламы. 
 
Роль ВКонтакте в SEO трудно преувеличить. Посетители сети, представляющие собой многоцелевую аудиторию, предлагают широкие возможности менеджерам и оптимизаторам в продвижении товаров или сайтов. И если проведение рекламной кампании в поисковых системах может быть ограничено, то в социальных сетях разрешен прямой диалог с пользователями, а наличие интереса среди пользователей служит дополнительным фактором продвижения рекламируемого продукта через заметки, ссылки или рекомендации. 
 
Способов достижения много, но основными, используемыми социальной инженерией или PR-кампаниями, будут: 
  • Создание профиля несуществующего человека, в последствие из-под которого осуществляется поиск других пользователей, происходит добавление их в друзья. Через профиль можно распространять ссылки на сайты, рекламные объявления, привлекать читателей.
  • Проведение вирусного маркетинга, который считается наиболее эффективным способом рекламирования. Если подобрать должный подход и завлекающую идею, то массовый приток посетителей обеспечен.
  • Создание профиля бренда, это практически одно и тоже, что и профиля несуществующего человека, разница только в том, что вместо фотографии ставится логотип.
  • Организация группы – это эффективность за счет численности, особенно если участников несколько сотен тысяч. В этом случае позволительно осуществлять любые рекламные кампании. 
 
10 октября 2006 принято считать днем основания Вконтакте, потому что тогда у разработанного Павлом Дуровым сайта впервые появились необходимые функции. Структура и дизайн ресурса во многом напоминает Facebook, поэтому его часто называют клоном. 2007 год для сети становится знаменательным, поскольку популярность данного ресурса позволила ему увеличить количество участников сети со 100,000 до 3 миллионов. А уже в 2009 ресурс посетило свыше 13 миллионов российских пользователей, что оказалось выше посещаемости сети «Одноклассники». Введение в сервис в 2011 закрытой регистрации было вызвано определенными требованиями, и с этого момента регистрация новых пользователей происходит только по приглашению одного из участников сети. 
 
Существует ряд интересных фактов, касающихся сети. Это вирусная атака в 2009, когда специальный вредоносный код Win32.HLLW.AntiDurov, при входе пользователей в сеть переправлял их на другой сайт аналогичного дизайна. Произошел взлом аккаунтов, вскрытие личной информации популярных людей: телевизионных звёзд, музыкантов, актёров, других пользователей, что широко освещалось в СМИ. 
 
Недоступность сети 25 июля 2010 представители пресс-службы сети прокомментировали сообщением в блоге, в котором причиной недоступности ресурса указали аварию на подстанции Ленэнерго. В реальности аварии не было и поэтому в Ленэнерго пригрозили подать в суд на владельцев сети. После чего в СМИ озвучили официальную информацию об истинных причинах проблемы – авария в дата-центре. В этот же год Вконтакте назвали вторым сайтом в мире среди нелегальных распространителей музыки, первое место досталось китайскому поисковику Baidu, что спровоцировало большое недовольство у Ассоциации американских звукозаписывающих компаний. Кроме прочего ВКонтакте регулярно обвиняют в распространении порнографии, из-за которой у сети в Рунете лидирующие позиции. Поэтому нередко компании специально блокируют доступ своим сотрудникам к сети, подобные ограничения из-за наличия в сети запрещенных материалов ввели и многие российские учебные заведения.