Ценный показатель, на который поисковые машины обращают пристальное внимание при оценке сайта – это степень отказов. Принцип действия простой, где всех пользователей поисковые машины разделяют на две группы. Так одни посетители, зашедшие на ресурс по ссылке с поисковой выдачи, производят ряд действий: регистрируются, переходят по сайту на его внутренние страницы, и так далее. Одним словом остаются на сайте. Посетители другой группы практически сразу же покидают сайт. Степень отказов вычисляют из ссылок. Перейдя по одной из них, он видит не полную информацию, или даже сайт совсем чуждой тематики, как следствие сразу же возвращается назад к поиску. Именно это и считается отказом пользователя, учитываемым поисковыми машинами.
Чаще всего причины, по которым пользователь покидает сайт, очевидны, и связаны с неудобным пользовательским интерфейсом в виде неправильной верстки, нерациональной разметки страницы. Так, стараясь разместить на странице больше информации, веб-мастер мог выбрать слишком маленький шрифт, который пользователю читать затруднительно и поэтому он покидает количества посетителей второй группы относительно общему количеству посетителей, пришедших по ссылке выданной поисковой системы.
Хотя причин отказов от пребывания на сайте несколько, но если обратить внимание на поисковое продвижение, то основной причиной пользовательских отказов считается нерелевантность страницы. Обычно все происходит следующим образом. После набора своего запроса в поисковой строке пользователь получает от поисковой машины ответ, содержащий несколько страницу. Страница при этом смотрится пристойно, соответствует всем запросам, в тексте присутствует ключевой запрос видимый роботом, поэтому страница индексируется, но вот пользователю она показалась неудобной и количество отказов постоянно увеличивается. Высокая степень отказов таит в себе опасность, поскольку в этом случае пользовательские действия поисковым машинам сильно напоминают методы «черного» продвижения сайта. Из «черных» методов продвижения, когда на сайте пользователь не задерживается, наиболее известен клоакинг и метод дорвеев.
При использовании первого метода у содержимого страницы наблюдается полное несоответствие пользовательскому запросу, поскольку ее построение рассчитано, прежде всего, на робота, чтобы он увидел ключевой запрос, а пользователю показывается другой контент. В результате – человек покидает сайт через пару секунд. При дорвейном продвижении пользователь задерживается на сайте еще меньше, точнее люди на него не попадают, поскольку происходит автоматическое их перенаправление на другой, продвигаемый «черным» оптимизатором ресурс. Хотя пользователи не попадают, но поисковик успевает зарегистрировать ситуацию «зашел/вышел».
Поэтому задержать посетителя на сайте - основная задача веб-мастера. Способ, выбираемый для этого, может быть различный, но главное требование – релевантность поисковому запросу должно быть соблюдено. Без обсуждений. Страница, доступная пользователю, должна представлять всецелый интерес, и он должен получить непосредственно ту информацию, в поисках которой пришел на сайт. Нередко используются другие инструменты, стимулирующие пользователя на выполнение каких-то действий. Например, для этих целей веб-мастера часто размещают на страницах сайта ссылки на MMORG-игры. Возможно, пользователь захочет сразиться с виртуальным монстром и по этой причине не сразу покинет сайт.
Посетителей интернет-магазинов, напротив, часто привлекают яркими баннерами, предлагая огромные скидки, распродажу товаров по бросовым ценам. Люди достаточно живо реагируют на слово «скидки», особенно написанное ярким цветом в сопровождении дюжины восклицательных знаков, динамичной анимации. Иногда на рефлекторном уровне, не задумываясь – а нужна ли им скидка. Или еще одна уловка, когда видишь огромный заголовок новостей типа «Шок! Тайная жизнь звездной семьи!». Непроизвольно кликаешь по заголовку, читаешь новость, а там оказывается совсем другая информация безобидная или даже смешная. Обычно никакой ценности такая «новость» не содержит, но переход совершен, следовательно, пользовательского отказа поисковая машина не зафиксировала. В итоге степень отказов не повышается, а это и требовалось.
Чтобы снизить количество отказов следует прислушаться к рекомендациям опытных SEO-специалистов, которые советую делать сайты интересными, размещать на них приятные, интересные для людей дополнения. При этом полезность сайта должна соответствовать пользовательским запросам о ресурсе.