Сотрудник поисковой системы, задачей которого является оценка поисковой выдачи, проделанной поисковым роботом – это асессор. Заключение асессора подтверждает, что сайт, найденный роботом, соответствует поисковым запросам и полезен пользователю. По сути, асессор – это последняя инстанция, влияющая на присвоение сайту поискового рейтинга. Но для некоторых сайтов заключения асессора бывают «убийственны» поскольку он вычеркивает их от имени поисковой системы даже при соответствии всем требованиям поисковой машины. Прежде всего, это касается сайтов, оптимизаторы которых нарушают правила продвижения или каким-то образом обманывают поискового робота. Получается, что асессор выступает, как последняя оборонная линия от черных оптимизаторов.
Большинство пользователей, работающих с поисковыми системами, нередко думают, что поисковую выдачу формируют только программные средства, а их работа полностью автоматизирована. Но если бы так происходило, то высокие позиции выдачи поиска занимали бы сайты, формально удовлетворяющие нормам поисковых машин, но на деле совершенно бесполезные для пользователя. В результате бы доверие к поиску и к самому поисковику заметно снизилось. Поэтому практически во всех поисковых сервисах был введен институт асессоров, состоящий из независимых специалистов, в чьи задачи входит определять, но уже с точки зрения человека, качество сайта, который по своим формальным признакам может занимать высокие позиции в выдаче.
Здесь следует знать, что привлечение асессоров – это динамичный постоянно протекающий процесс. Благо, что сегодня всемирная паутина предлагает удаленную работу, поэтому функции асессора могут быть возложены на любого человека. Мало кто знает, но периодически поисковыми сервисами объявляется набор асессоров в их штат. Происходящее наращивание количества специалистов с естественной их ротацией преследуют одну цель – повысить качество работы поисковой машины. Выполнять оценочную работу асессорам помогает разработанное программное обеспечение, например специальные программные панели инструментов, используя которые, полученные результаты проделанной асессором работы, ее оценка отправляются в координирующий центр поисковой машины. Там отчетные данные подвергаются обработке и совместно с результатами, выданными поисковым роботом, влияют на формирование рейтинга любого сайта.
Рабочие будни асессора тяжелы и полны рутины. Ведь только главных поисковых запросов, обрабатываемых асессорами, по имеющейся информации, существует до полутора сотен тысяч! Повышенный интерес к возможностям интернета сегодня исчисляется не десятками, а сотнями тысяч пользователей, что вызывает небывалый рост нагрузки на асессоров, и речь не только о веб-мастерах или оптимизаторах. Увеличение количества простых пользователей повышает нагрузку на поисковые машины и требует привлечения большего количества асессоров. Ценой вопроса является доверие пользователей.
Вот простой пример. На запрос пользователя поисковик выдает сайт интернет-магазина, там он покупает товар, но оказывается обманутым. Кто окажется виноватым в первую очередь? Нет сомнений – это поисковая машина. Вот поэтому чтобы избежать подобных конфликтов необходимо реальными людьми проверять интернет-магазины, другие ресурсы, оперирующие денежными средствами, и которые будут ответственны за назначение тем же интернет-магазинам в поисковой выдаче высоких позиций. Если не брать во внимание финансы, то асессоры необходимы для очищения сети от сайтов, блогов сомнительных свойств, разного рода радикальных и других ресурсов, что в результате повышает доверие к поисковым машинам, а через них и к Интернету.
Важная роль асессора в ближайшем будущем может еще больше возрасти. Причина - в возможном ужесточении требований государственной политики относительно интернета. Подобное развитие событий давно прогнозируемо и ожидается многими аналитиками и экспертами. Если это случится, может произойти введение асессоров поисковых машин в государственные структуры, другие организации, призванные контролировать интернет. Конечно, речи о приеме данных специалистов на официальную государственную службу пока не идет, но государство способно использовать поисковики в рамках сотрудничества, или в другой форме, что не вызывает особых сомнений. Но это только относительно российских сервисов, хотя и иностранные поисковики, не желая терять долю прибыли перспективного российского интернет-рынка, вполне будут согласны на сотрудничество с государством.